Программа

08 Ноября

11:00

Экскурсия в Музей редкой книги

Для посетителей Серебра набора Музей редкой книги Государственной российской библиотеки организует экскурсию  по основной экспозиции
с дополнительной возможностью ознакомиться
с изданиями из фондов музея, подобранными специально для любителей шрифта: книгами Эльзевиров, Августа Семена, Селивановского, прижизненными изданиями А.С. Пушкина, образцами шрифтов словолитен Лемана, Ревильона и других.

По предварительной записи.

19:00

Петер Билак

peter_bilak
дизайнер шрифта,
Typotheque

Презентация журнала Works That Work

Works That Work, основанный в 2012 году, — журнал для пытливых умов, поражающий своих читателей богатым миксом материалов, объединенных темой творчества. В нем публикуются неординарные проекты, изменяющие наше представление о дизайне. Журнал ставит вопрос, что такое дизайн и творчество, и как можно сделать эти понятия доступными для широкой публики.

Презентация состоится в Британской высшей школе дизайна по адресу ул. Нижняя Сыромятническая, 10, стр. 3, Центр дизайна Artplay. На встрече Петер Билак подробно расскажет о создании и развитии проекта, о том, как создавался шрифт журнала, а также ответит на вопросы слушателей.

Для участия необходима бесплатная предварительная регистрация на сайте школы

09 Ноября

10:00

Начало регистрации

10:45

Гаянэ Багдасарян


дизайнер шрифта
Brownfox

Василий Цыганков

cigankov
заведующий кафедрой графического дизайна,
Институт бизнеса и дизайна

Приветственное слово

11:00

Петер Билак

peter_bilak
дизайнер шрифта,
Typotheque

Проектирование шрифтов в современных условиях

Петер Билак расскажет о том, как проектировать шрифты в современных условиях, используя новые возможности печатных и экранных медиа.

11:45

Рустам Габбасов

rustam
редактор журнала
Шрифт

 

Презентация журнала Шрифт

В мире, где нас повсюду окружают знаки
и символы, найдется минута, чтобы узнать о них чуть больше. «Шрифт» (typejournal.ru) — электронный журнал о шрифте и типографике, языке и времени, людях и визуальных традициях. Мы стремимся объединить на страницах издания всё, что касается искусства создания шрифта
и особенностей его использования. Журнал публикует статьи и интервью об истории шрифтового дизайна и его стремительном развитии в наши дни, рассказывает о новых шрифтовых проектах, а также исследует значимые с точки зрения типографики проекты прошлого и настоящего.

12:15

Дмитрий Аронов

Aronov
издатель, дизайнер,
издательство Дмитрия Аронова

Презентация книг: Геррит Ноордзей «Штрих. Теория письма»; Роберт Брингхерст «Основы стиля в типографике», 2-е издание

«Штрих» — краткое изложение теории письма выдающегося голландского шрифтового дизайнера, типографа, теоретика и педагога. Автор исследует характер рукописных шрифтовых форм, а также особенности их восприятия при чтении. Теория утверждает единые принципы формообразования букв как
в средневековом письме, так и в типографском шрифте более позднего времени.

Книга канадского типографа, поэта и историка искусства Роберта Брингхерста «Основы стиля
в типографике» — это наиболее фундаментальное и авторитетное исследование типографики за последние годы. Она была впервые написана в 1992 году и с тех пор выдержала несколько переизданий на английском, была переведена на греческий и итальянский языки, а в 2006 году вышла и на русском. Эта книга сразу стала профессиональным бестселлером и остается им
в мире англоязычной типографики до сих пор.
Ее авторитет был признан в типографическом сообществе как приверженцами классики, так
и сторонниками авангарда. В 1996 году книга была переработана и существенно расширена.
Во втором русском издании добавлены две новые главы в переводе Владимира Ефимова.

12:30

Владимир Телингатер

Telingater

Каллиграфические и типографские работы Соломона Телингатера

В этом году исполняется 110 лет со дня рождения советского художника книги и шрифта Соломона Телингатера. В своём докладе Владимир Телингатер расскажет об основных аспектах творчества отца на примерах шрифтовых композиций, оригинальных алфавитов и рисованных надписей.

13:00

перерыв на обед

14:30

Посещение выставки Натальи Гончаровой

16:00

Юрий Ярмола


разработчик шрифтового редактора FontLab

FontLab. Вопросы и ответы.

Создатель программы Fontlab — мирового лидера среди шрифтовых редакторов — ответит на вопросы аудитории.

16:45

Андрей Уткин

Utkin

«Я за органичные, живые вещи». Памяти Артёма Уткина

Артём Уткин (1986—2012) — выпускник Московского государственного университета печати («Полиграф»). С 2007 года занимался
в шрифтовой мастерской Александра Тарбеева.
За четыре недолгих года активной работы
в дизайне Артем успел сделать довольно много: работал в периодике, устраивал лекции по истории книжного дизайна, сделал серию книг и, конечно же, занимался шрифтом. Первый его шрифт Solution так и не был закончен, зато уже следующий — MTF (задуманный как навигационный шрифт для московского метро) имеет 48 начертаний и активно применяется для текстового набора.

17:00

Вера Евстафьева

vera
дизайнер шрифта,
Infonta

Метаморфозы восприятия допетровской кириллицы

В докладе рассматривается путь развития старых форм кириллицы и их интерпретация разными поколениями художников и типографов с XIX века до наших дней: как возродился интерес
к старой кириллице, как трансформировалась её идеологическая окраска, как развивались формы и менялось отношение художников к своему наследию.

17:30

Массимо Полелло

Massimo
каллиграф

Письмо как изображение. Каллиграфия и логотип.

Формы букв и знаков сообщают нам об эмоциональном содержании надписи раньше, чем мы успеваем считать её смысл. Итальянский каллиграф расскажет о мире современной каллиграфии в коммерческих логотипах и графическом дизайне, о том, как исторические латинские почерки трансформируются под рукой каллиграфа в новые уникальные формы, сообщающие о невербальном послании порой эффективнее, чем шрифты.

18:00

Никола Джурек

Nikola
дизайнер шрифта,
Typonine

 

Супергарнитура Audree

Audree — шрифтовая семья из нескольких сотен начертаний, в основе которых лежит несколько базовых форм. Математические методы
в сочетании с простыми интерфейсами шрифтовых редакторов позволяют комбинировать различные параметры этих форм и получать широкий диапазон начертаний.
В результате получается нечто большее, чем просто шрифт — впечатляющий дизайнерский инструмент с историческими и географическими особенностями, само название которого говорит за себя — супергарнитура.

10 Ноября

10:00

Начало регистрации

11:00

Алексей Чекаль

chekal
графический дизайнер, каллиграф, Panic design

Графический язык сакрального дизайна

Графический дизайнер, получив заказ от религиозной организации или столкнувшись
с художественной работой, связанной
с религиозными культурами (ислам, иудаизм, христианство и др.) попадает в ситуацию, когда одних профессиональных навыков недостаточно. Необходимо знать сакральной код и язык этой культуры, изучать ее графическую и шрифтовую историю и очень часто находиться внутри самой традиции, иначе результат может оказаться
в лучшем случае нелепым, в худшем — кощун-
ственным. И одного постмодернистского нахрапа тут может не хватить. С другой стороны,
в закрытых культурно-религиозных системах важно не впасть в слепое копирование исторических образцов, не обрасти паутиной,
не опуститься до стереотипных графических приёмов, а решать художественные задачи на современном уровне, говоря на современном языке. Алексей и Олег поделятся мыслями о том, как не прерывать в сакральном дизайне живую традицию и в то же время быть свободным
в творческом эксперименте.

11:30

Вероника Буриан

Veronika
дизайнер шрифта,
TypeTogether

 

Дизайнеры в Вавилонской башне

С какими проблемами сталкивается дизайнер шрифта, проектируя знаки незнакомых ему письменностей? Какие подводные камни ожидают его, и как он должен подготовиться
к встрече с ними? Доклад посвящен проблемам современного шрифтового дизайна, существующего в условиях глобализаци,
на примере опыта студии TypeTogether.

Скайп-конференция

12:15

Эмиль Якупов


директор ПараТайп

Евгений Садко

Sadko
автор проекта, Рентафонт

Олег Сидоренко

Sidorenko
Консультант по десктоп-приложениям
Adobe Systems Inc.
Россия, Украина и страны СНГ

Шрифты в аренду

Обзор новых способов лицензирования шрифтов, когда вместо платы за стандартную лицензию можно платить только за время пользования шрифтом. Аналогичный способ уже широко используется при продаже веб-шрифтов, когда плата взимается за реальный трафик. Теперь появляются сервисы для работы
и с обычными шрифтами – Skyfont у Монотайпа, Font Sync у Адобе и Rentafont у Рентафонт.

13:00

Евгений Юкечев

Yukechev
дизайнер шрифта,
главный редактор
журнала Шрифт

Волшебная дудка издателя

Выбирая шрифт, мы (издатели, дизайнеры, типографы) стремимся найти интонацию, мелодию, волну, с помощью которой, по нашему предположению, удастся установить прочную связь с желаемым читателем (пользователем).
В таком случае, как определить, какая из волн
(а то и пучков волн) будет не только услышана,
но и успешно принята? Какие возникают отношения между шрифтом, текстом
и читателем? Поиск ответов на эти и некоторые другие вопросы — на примере нескольких издательских проектов.

13:30

перерыв на обед

14:45

Мария Дореули

Doreuli
увлечённый шрифтами
дизайнер

Криста Радоева

Krista
увлечённый шрифтами
дизайнер

Две кириллицы. Интригующая и загадочная история.

Леттеринг и шрифты Болгарии и России обладают уникальными чертами, сформировав-шимися под влиянием множества факторов. Процесс развития привёл к тому, что формы некоторых букв в этих странах имеют разную конструкцию. Эта лекция не даст советов по созданию грамотной кириллицы, но расскажет
о тесных взаимоотношениях культуры, истории
и шрифтового дизайна; о том, как шрифтовой дизайн стал выражением национальной идентификации в двух странах, использующих одну письменность; о том, насколько для работы дизайнера шрифта важно внимание к разным сторонам культуры и её особенностям.

Мария Дореули и Криста Радоева познакомились на курсе Type and Media в Гааге. Длительные беседы о различиях между российской
и болгарской кириллицей вдохновили их на исследование темы, в ходе которого были сопоставлены и проанализированы различные источники в обеих странах. Докладчики надеются положить конец всем заблуждениям
и прояснить вопросы, до настоящего времени изученные недостаточно тщательно.

15:15

Алексей Веселовский

Veselovsky
директор типографии
24 Prin
t

Взгляд типографа из типографии на типографику

— Вести с полей. Какие буквы живут в цеху типографии.
— Сколько шрифтов может различить современный печатник.
— Правильный ответ на некорректный вопрос заказчика «какой шрифт лучше?»

Типография — конечное звено в производстве печатных букв. Алексей поделится своими наблюдениями и расскажет, что из шрифтового разнообразия доходит до практического воплощения, какие шрифтовые решения доживают до тиража и почему.

15:45

Панос Вассилиу

panos
дизайнер шрифта,
Parachute

 

Общение на мировом рынке посредством типографики

В последние годы шрифтовой дизайн перестал быть занятием только одних дизайнеров, он превратился в новое сложное искусство, включающее в себя маркетинговые и психологи-ческие исследования. Одновременно с этим можно констатировать, что латиница как продукт уже не находится в центре внимания так, как это было раньше. В последние несколько лет интерес переключился на новые развивающиеся рынки
с языками, основанными на нелатинских письменностях. Компании, инвестирующие
в систему визуальной идентификации, рассчитывают на то, что с помощью типографики они смогут выделиться, укрепить свои позиции
и выйти на новые рынки. В докладе будут рассмотрены ряд недавних исследований и такие вопросы, как эмоциональность шрифтового дизайна, выбор типографических решений
с учётом особенностей целевой аудитории,
а также будет представлен небольшой учебник по современной греческой типографике.

17:30

Светлана Городниченко

Gorodnichenko
графический дизайнер, каллиграф, мастерская каллиграфии Особое приглашение

 

Юлия Харина

Kharina
графический дизайнер, каллиграф, мастерская каллиграфии Особое приглашение

 

Copperplate vs Spenсerian

Практический мастер-класс.
Два классических стиля письма остроконечным пером.

Specialinvite

17:30

Валерий Голыженков

Valera
дизайнер шрифта,
LetterHead

 

Основы построения шрифтового знака

Практический компьютерный мастер-класс

M-K

17:30

Григорий Соколов

Sokolov
график, педагог,
Институт бизнеса
и дизайна

Гравюра на картоне

Практический мастер-класс.
Гравюра на картоне, как самый простой
и оперативный способ печати на офортном станке. Создание шрифтовых композиций.

Engraving

17:30

Кирилл Ткачёв

Tkachev
дизайнер шрифта,
иллюстратор

Мультивариативный леттеринг на основе каллиграфии

Практический мастер-класс.

Tkachev

17:30

Игорь Мустаев

mustaev
шрифтовой
иллюстратор

Как разрисовать меловую доску и не умереть от стыда

Практический мастер-класс.

mustaev3

17:30

Андрей Санников

Sannikov
каллиграф, Школа исторической каллиграфии

Юрий Ковердяев

Koverdyaev
каллиграф, Школа исторической каллиграфии

Многогранность русского полуустава

Практический мастер-класс. Тема — анализ русского полуустава во всем его многообразии:
от аршинного до бисерного; от неторопливо-парадного до летящего и энергичного;
от старинного, XIV века, до полуустава петровских времён. Тему полуустава затрагивает любой учебник палеографии, но по-настоящему осмыслить её можно, только самому взявшись
за перо.

Hulfustav

17:40

Открытие выставки

Big Type. Международная выставка плакатов.

Участники:
Mike Joyce (Нью-Йорк, США), проект «Swissted»
Mark Gowing Design (Ньютон, Aвстралия)
Deutsche und Japaner (Майнхейм, Германия)
Neubau (Берлин, Германия)
Kasper-Florio Grafische Arbeiten (Сант Галлен, Швейцария)
TSTO (Хельсинки, Финляндия)
Куратор Ольга Карякина
B-type-pic
18:00

фуршет

11 Ноября

10:30

Массимо Полелло

Massimo
каллиграф

Порядок и хаос

Трёхдневный каллиграфический интенсив.
Тема — аполлоническое и дионисийское начало в каллиграфии. Эксперименты на основе римского капитального шрифта и свободной интуитивной каллиграфии.

По вопросам участия обращайтесь
к Светлане Городниченко g-satellite@yandex.ru

Massimo1

12:00

Юрий Гордон


шрифтовой дизайнер,
Letterhead

Имя как логотип

Учебный интенсив.

Увидеть имя как название, марку, печать, тавро, логотип, вензель.
Рассмотреть имя, проанализировать его пластический, буквенный состав, звучание, найти рифмы — вербальные и графические, выстроить ассоциативные ряды — а потом превратить в визуальный объект.

Что может быть лучшей основой для логотипа, чем имя собственное? Чем собственное имя.

Gordon_name

18:00

Открытие выставки

Type Masters. Шрифтовые проекты курса Type and Media (KABK, Нидерланды, Гаага).

В Королевской Академии искусств в Гааге существует уникальный курс обучения дизайну шрифта. В течение года те, кому посчастливилось пройти отбор, с головой погружаются в эту загадочную и увлекательную профессию. Мария Дореули — выпускница 2013 года и куратор выставки — представит в Москве дипломные проекты своих однокурсников — 12 новых шрифтовых семейств, каждое со своей историей.

На вернисаже выпускники Type and Media разных лет — Илья Рудерман (2005), Ирина Смирнова (2010), Мария Дореули (2013) и Криста Радоева (2013) расскажут о своих впечатлениях о курсе,
о том, как обучение повлияло на них, и о том, где шрифтовой дизайнер ищет вдохновение.

Адрес: ул. Тверская, 7. DI TELEGRAPH.

KABK

12 Ноября

10:30

Порядок и хаос. Продолжение.

11:00

Эрик Белоусов

Erik
дизайнер, Ostengruppe, Arbeitskollektive

Плакат за один день

Учебный интенсив. Разработка театрального плаката по режиссёрскому заказу.

12 ноября 11:00-12.30 — лекция «Каллиграфия в плакате», домашнее задание

13 ноября 11:00-17.00 — учебный процесс

ErikB

12:00

Имя как логотип. Продолжение.

19:00

Александр Васин


графический дизайнер,
иллюстратор, преподаватель,
учредитель фестиваля Typomania

Осенний марафонт

Интеллектуальное супершоу. Знатоки шрифта
и типографики будут отвечать на каверзные вопросы зрителей. Кто победит?

13 Ноября

10:30

Порядок и хаос. Продолжение.

11:00

Плакат за один день. Продолжение.