Программа

17 Ноября

12:00

Алексей Домбровский

Dombrovsky
дизайнер,
историк книги


Владимир Кричевский


дизайнер, искусствовед, автор книг о дизайне

Тагир Сафаев


шрифтовой дизайнер, преподаватель Высшей академической школы графического дизайна

Борис Трофимов


дизайнер книги, ведущий педагог «Творческой мастерской Борис Трофимов» ВАШГД

Эмиль Якупов


директор ParaType

Памяти Владимира Ефимова (круглый стол)

23 февраля 2012 года скоропостижно ушел из жизни шрифтовой дизайнер Владимир Венедиктович Ефимов — человек, который многие годы был другом и учителем не одного поколения дизайнеров. Шрифты В.В. Ефимова признаны профессиональным сообществом во всём мире и отмечены наградами многих выставок и конкурсов. Участники круглого стола поделятся своими воспоминаниями об этом светлом человеке и расскажут о его творчестве.
К участию в дискуссии приглашаются все желающие.

12:40

Юрий Гордон


шрифтовой дизайнер,
Letterhead

«Книга про буквы от Аа до Яя» — второе издание, испорченное и исправленное

Книга про буквы — первое в России исследование конструкции всех букв современного русского алфавита. В 2005 году, когда она появилась, российская типографика только начинала оживать после позднесоветского анабиоза.
За семь лет, прошедших после выхода первого издания, в России произошла небольшая шрифтовая революция. Количество шрифтовых дизайнеров и, соответственно, кириллических шрифтов, увеличилось в разы. Тогда заказ шрифта был редкостью. Сейчас редкость — когда новое периодическое издание выходит без собственного шрифтового комплекта. Поэтому новое издание — действительно новое. С новыми буквами. С новыми идеями.
Кроме того, автор книги предложил новую технологию работы со шрифтом — Протей. Программа, находящаяся сейчас в разработке, может разительно изменить способ производства шрифта. Но первое, что она спровоцировала — радикальное изменение взгляда на шрифт автора книги. Большой раздел посвящен «облакам форм» — тому, как выглядит шрифт с точки зрения Протея. Это принципиально новое дополнение к тому, что говорилось в первом издании.
Первое издание стало сначала дизайнерским бестселлером, а потом, почти сразу — букинистической редкостью. Посмотрим, что будет со вторым.

13:00

Гаянэ Багдасарян


дизайнер шрифта
Brownfox

Студия Brownfox и ее шрифты

Новые шрифты: текстовые и акцидентные, антиквы и гротески, сдержанные
и эмоциональные, строгие и экстравагантные — все проекты молодой студии Brownfox объединяет стремление создать яркий, актуальный и неповторимый шрифтовой образ.

13:20

Дмитрий Маконнен


издатель, дизайнер, типограф

Плакатная типографика

Комбинации типографских и рисованных шрифтов дают возможность яркого эмоционального высказывания в наглядной агитации. Иногда форма объекта, в который вписано слово, действует сильнее набранной фразы. А рисованный шрифт, как в стихах футуристов, несет в себе эмоции и интонации автора, перенося вложенные им чувства в тот момент, когда вы прочитываете текст.

13:40

Петр Банков


графичекий дизайнер,
учредитель журнала [kAk)
и студии Design Depot

Контакт спейс

Контакт спейс — это контактное пространство, плоско-объемное, но не в прямом смысле,
а в смысле управления уровнями. В двух словах объяснить сложно, я про это уже лет десять рассказываю.

14:00

перерыв на обед

15:30

Эмиль Якупов


директор ParaType

Лицензирование шрифтов

Рассказ о том, что такое шрифт с точки зрения авторского права. Как защищаются и как нарушаются права авторов шрифтов. Как регулируются правовые отношения между авторами шрифтов, издателями шрифтов
и пользователями шрифтов. Что на самом деле продают продавцы шрифтов. Какие виды пользовательских лицензий существуют. Как преследуются нарушители и какова судебная практика в мире и у нас в стране.

15:50

Катерина Кожухова


дизайнер периодических изданий,
преподаватель Британской высшей школы дизайна

Типографика периодических изданий

Попытка анализа шрифтовой части российской периодики: какие шрифты чаще всего встречаются в наших журналах и почему это происходит. Влияет ли дизайнерская шрифтовая мода на массовый спрос и кто на самом деле принимает решение о выборе шрифтов для журнального макета.

16:10

Александр Васин


графический дизайнер,
иллюстратор, преподаватель,
учредитель фестиваля Typomania

Исповедь типоманьяка

Перспективы развития типографики в высших учебных заведениях.
Пять способов мотивировать и демотивировать студента.
Вопросы этики в отечественном боди-арте.
Техника безопасности при работе со столярным инструментом.

16:30

Илья Рудерман


шрифтовой дизайнер,
куратор курса
«Шрифт и типографика»
Британской высшей школы дизайна,
арт-директор
«Риа-новости»

Курс «Шрифт и типографика»

Программа повышения квалификации «Шрифт и типографика» Британской высшей школы дизайна специально разработана для практикующих дизайнеров, работающих в сфере коммуникационного дизайна и желающих серьезно повысить свой профессиональный уровень в области шрифта и типографики.

17:10

Наталья Торопицына


иллюстратор, каллиграф

Ольга Умпелева


графический и шрифтовой дизайнер, каллиграф

Антон Мизинов


дизайнер в РИА Новости, каллиграф

Алексей Чекаль


графический дизайнер, каллиграф, арт-директор студии Panic design

Практические мастер-классы

Две хрупкие девушки научат вас вырубать буквы на мраморе, а два суровых парня — писать перышками и кисточками.
Не упустите свой шанс!

18 Ноября

12:00

Данила Воробьев


арт-директор дизайн-бюро «Отдел-72»,
преподаватель Британской высшей школы дизайна

Эволюция конструкций знаков русского типографского шрифта в ХVIII–XIX веках

Нередко, проектируя кирилловские антиквенные шрифты, графика которых восходит к эпохе Возрождения, барокко, рококо, либо неоклассические (ампирные, романтические, реалистические), дизайнеры воспроизводят формы русских шрифтов конца XIX — начала XX века. При этом за пределами
их интереса остаётся ряд конструктивных схем, сложившихся в течение более длительного исторического периода. Этот доклад посвящён ключевым моментам развития русского типографского шрифта в течение двух столетий. Понимание особенностей эволюции пореформенной кириллицы помогает находить более точные, корректные графические решения при проектировании. Позволяет, основываясь
на представлениях об исторической преемственности, разумно и тактично диверсифицировать стилистику проектируемых шрифтов и расширять их графический ассортимент.

12:20

Юрий Ярмола


разработчик шрифтового редактора FontLab

Презентация FontLab Victoria

Есть ли жизнь после Фонтлаба?

12:40

Геннадий Фридман


начальник отдела технологии шрифта компании ParaType

Web-шрифты: специфика, применение, перспективы

Несмотря на то, что технологии встраивания шрифтов в web-страницы практически не изменились с 1998 года, их активное использование стало возможным только несколько лет назад, когда, с одной стороны, все основные браузеры определились с поддержкой различных шрифтовых форматов, а, с другой,— эти форматы устроили производителей шрифтов.

13:00

Алексей Чекаль


графический дизайнер, каллиграф, арт-директор студии Panic design

Росчерки: история, классификация, правила построения, применение

Росчерки, с одной стороны, часть шрифтовой культуры, с другой — отдельное декоративное искусство. Развившись из элементов букв
и каллиграфических упражнений, они
со временем обрели самостоятельность
и эстетическое достоинство. Элементы оформления книг,  каллиграфические альбомы, монограммы, надписи, буквицы, логотипы — всё это сфера применения росчерков.  В докладе рассматривается история возникновения росчерков, приводится систематика и принципы построения, исследуются бытование и их структурное различие в разных стилях: ренессанс, готика, барокко, скоропись и т. д. Затрагивается не менее важная тема использования каллиграфических элементов в наборных
и акцидентных шрифтах, а также каким образом исторические формы росчерков адаптируются
в современной шрифтовой культуре.

13:20

Александра Королькова


дизайнер шрифта,
арт-директор ParaType

Метод дедукции в шрифтовом дизайне

О методе дедукции слышали все, кто знает Шерлока Холмса, но все ли могут рассказать,
в чём заключается этот метод?
У работы сыщика-консультанта и шрифтового дизайнера на удивление много общего, так что дедуктивный метод может оказаться нам весьма полезен. Тому, как применить его к шрифту, на какие детали стоит обратить внимание и нужна ли шрифтовому дизайнеру газета «Полицейские новости прошлого», посвящено это короткое
и довольно субъективное выступление.

13:40

Ольга Карпушина


графический и шрифтовой дизайнер, преподаватель Британской высшей школы дизайна

Каллиграфия в айдентике

Это будет философский разговор о каллиграфии в айдентике. Мы поговорим о металлическом наборе, об инструментах и их влиянии на форму знаков; о человеческом факторе, о нашем мышлении и о том, что и как мы запоминаем; поговорим о синестезии, о руке дизайнера,
о живых и мертвых контурах, о компьютере
и о векторе. Поговорим о важности человеческого «touch», воплощенного в живой линии.

14:00

перерыв на обед

15:30

Тагир Сафаев


шрифтовой дизайнер, преподаватель Высшей академической школы графического дизайна

Шрифт как режимный объект

Ключевым в докладе является принятие кириллицы. Это не общепринятый взгляд на кириллицу, где шрифт рассматривается скорее как часть графического дизайна, продолжающего якобы европейские традиции: логику каллиграфии ширококонечного пера, шрифтовые стили и классификации etc.
Кириллица рассматривается, как часть нашего языка, имеющего глубокие корни в языке церковно-славянском. Как самостийный визуальный образ и как инструмент передачи текстов Священной Библии, она, видимо, возникла в недрах РПЦ
и институционизировалась через неё, и в то же время твердо оберегалась ею, как благословенный инструмент распространения религии. Поэтому она, как и христианская религия, пришедшая к нам из Византии, с самого начала своего появления, максимально дистанцировалась и противопоставлялась латинице с её католичеством. Хотя латиница
к тому времени уже имела тысячелетнюю историю, и причины возникновения у неё были совершенно иные… Несколько веков религиозного и визуального (шрифтового) противостояния сделали кириллицу почти самостоятельной письменностью. Дальше
с кириллицей случилось нечто непредвиденное. Что же произошло дальше и как работает сегодня наша кириллица?

15:50

Катерина Кочкина


Дизайн-директор студии Design Depot,
арт-директор журнала [kAk),
преподаватель Британской высшей школы дизайна

Шрифт-леттеринг-клиент

Пускай шрифт — это курица, а буква — яйцо. Иногда важно, чтобы только пара яиц из десятка была хорошая, а остальные — ну какая разница, что остальные — нужно только в тесто положить,
и ладно. Иногда оказывается, что биоэконатуральные продукты — это новый жизненный вектор, и тогда нам, конечно, не всё равно, что там за курица, где живёт, что ест
и какой у неё общекуриный рейтинг по деревне. Иногда яйца вообще не нужны: Кремлёвская диета, можно только мясо есть, и нужно, чтобы каждая следующая курица была такого же размера, что и предыдущая, а не то щёки обратно нарастут. В общем, цели разные, средства тоже. Как бывает, что делать. Шрифт — леттеринг — клиент на примере проектов студии ДизайнДепо и журнала[кАк).

16:10

Эркен Кагаров


графический дизайнер,
арт-директор студии Артемия Лебедева

Зачем я сделал шрифт, который нельзя увидеть

Моим любимым художником в детстве был Виктор Вазарелли. Я длительное время занимался исследованием оптических иллюзий, а в частности, растровых линеарных текстур, которые привели к появлению шрифта Оптикум, меняющему свою читабельность в зависимости
от условий среды, угла зрения и дополнительных внешних элементов. Я использовал этот шрифт
в плакатах и логотипах, новогодних открытках
и религиозной литературе. Шрифт выпущен компанией ПараТайп в 2008 году.

16:30

Павел Родькин


графический дизайнер, эксперт в области брендинга, автор книг
о дизайне

Типографика в современной айдентике

Тема доклада — типографический (шрифтовой) логотип, так же эффективно выполняющий
в современной корпоративной айдентике коммуникативные функции, как
и изобразительный знак, а в некоторых случаях являющийся более универсальным решением.
В докладе на конкретных примерах рассматриваются один из общих трендов в корпоративной айдентике — отказ
от изобразительных элементов, когда шрифтовая надпись или композиция выполняет роль универсального идентификатора бренда, а также основные характеристики современной типографической айдентики: нелинейность
и приоритет визуальной конструкции над грамматической и орфографической. Затрагивается тема типографической айдентики в территориальном брендинге.

16:50

Евгений Добровинский


учитель каллиграфии 

Мама, я хочу писать!

Уроки каллиграфии от старика на почте, старшины Проценко, Ганнушкина
и Лазурского, двух дорожных рабочих и одного сейфера. Пожизненный контракт рисовальщика букв. Неспецифические проблемы взаимоотношений письма, каллиграфии
и шрифта. Человек без почерка.

17:10

фуршет